Педагог из Отрадного дала рекомендации по тайм-менеджменту
Организовать день, чтобы было время и на важные дела, и на отдых, под силу далеко не всякому взрослому, а уж ребёнку подавно. Вот такое письмо пришло в редакцию от Юлии Ш. с Бибиревской улицы: «Дочке 14 лет, учится в 9-м классе. Занимается с репетитором несколько раз в неделю, ходит в школу искусств на изо. В итоге за уроки садится поздно, сидит до 3 часов ночи. Начались частые пропуски по болезни и проблемы с успеваемостью. Но дочке очень нравятся дополнительные занятия, их отмена станет для неё ударом. Как научить её планировать своё время?» В этом разбирался «ЗБ» вместе с Ольгой Лагодой, педагогом-психологом высшей квалификации школы №962 района Отрадное.
Простое задание оставьте на утро
У подростков значительная нагрузка в школе, а если ребёнок занят ещё и общественной работой или кружками, над распорядком придётся потрудиться.
— Сначала расставьте приоритеты, — говорит Ольга Лагода. — Что является главным? Подготовка к экзаменам — важный момент. Но нет смысла выполнять домашние задания до 3 часов ночи, а потом пропускать по болезни занятия.
В идеале уроки должны быть выполнены в течение дня или вечером до сна. Есть предметы, к которым готовиться нужно каждый день, а есть те, что стоят в расписании пару раз в неделю. К ним Ольга советует готовиться в дни наименьшей нагрузки или в выходные.
— Нет ничего плохого в том, чтобы в выходной выделить некоторое время на подготовку к занятиям, — считает она. — Но это не должно поглотить весь выходной.
Некоторые задания можно оставить на утро перед школой.
— Они должны быть простые и понятные по времени. Например, вы знаете, что прочитать параграф или текст по литературе можно за 20 минут. А вот решать сложную задачку по геометрии утром не стоит: процесс может затянуться, — привела примеры психолог.
Проблема не в лени, а в страхе
Порядок выполнения запланированных задач тоже важен.
— Настройтесь «съедать лягушку», то есть сделать самую сложную и неприятную задачу самой первой. После выполнения трудной, неинтересной работы все остальные покажутся проще, — делится секретом психолог. — Был в моей практике случай: девочка 12 лет постоянно оттягивала момент подготовки к урокам. Мама была уверена, что дочка просто ленится. Но после консультации стало понятно, что её пугают сложные уравнения по математике. Я посоветовала ей начинать именно с них сразу, как придёт из школы. После пары недель «съедания лягушки» остальные уроки она стала щёлкать как орешки. Глобальные задачи Ольга Лагода советует решать по частям. — Большой объём может пугать на начальном этапе, но стоит разложить задание по частям и действовать по пунктам, и задача становится более понятной, конкретной. Такой приём называется «съесть слона», — объясняет специалист. — Ребёнку может быть сложно сделать это самому. С чего начать подготовку к большому докладу? А если затеяли генеральную уборку в комнате? Здесь пригодятся советы родителей.
Отдых тоже включаем в график
Держать все задачи и расписание в голове — лишняя нагрузка. Лучше составить план и разместить его, например, над рабочим столом и продублировать в телефоне.
— Таблица или распорядок по пунктам помогут своевременно переходить от одной задачи к другой, не откладывая на потом. При этом план лучше составить на длительный период — скажем, на месяц, на четверть, — дополняя его при необходимости, — рекомендует Ольга Лагода. — Полноценный отдых, занятия по интересам тоже обязательны, и их тоже нужно планировать. Не забудьте выделить время на прогулки, общение. В коротких перерывах между делами очень советую делать лёгкую гимнастику, она стимулирует работу мозга и снимает напряжение.
Но даже самый чёткий распорядок может подвергаться изменениям. Об этом психолог советует поговорить с ребёнком, чтобы он не чувствовал себя загнанным в клетку графиков и дедлайнов.