одной строкой

Выставка «v. D.N.H. URBAN PHENOMENON» открылась на ВДНХ

Выставка представит Россию на самом престижном архитектурном смотре планеты — XV Международной биеннале архитектуры в Венеции

Экспозиция выставки // © vdnh.ru Экспозиция выставки // © vdnh.ru

Выставка «v. D.N.H. URBAN PHENOMENON» торжественно открылась 26 мая в павильоне России. Выставка представляет в этом году РФ на самом престижном архитектурном смотре планеты — XV Международной биеннале архитектуры в Венеции. Куратором проекта выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, сокуратором — генеральный директор АО «ВДНХ» Екатерина Проничева. Комиссар павильона России на Международной арт-биеннале и Международной биеннале архитектуры в Венеции — ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Семен Михайловский.

С приветственным словом на открытии выставки «v. D.N.H. URBAN PHENOMENON» выступили заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и одна из самых авторитетных архитектурных критиков Европы, директор архитектурного форума Aedes в Берлине, член жюри Притцкеровской премии Кристин Файрайз.

Как подчеркнул куратор экспозиции, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, «сегодня, когда работа со сложившимися территориями для архитекторов всего мира выходит на первый план, опыт ВДНХ кажется нам особенно важным. Уникальный ансамбль сохранен, но не музеефицирован под стеклянным колпаком, а служит материнской платой глобального функционального перепрограммирования. Показывая на биеннале этот процесс, мы хотим привлечь к нему широкое сообщество и поставить вопрос не только о будущем отдельного комплекса, но и о задачах профессии архитектора в XXI веке».

Он также добавил, что «феномен ВДНХ значим в контексте всего мира. В отличие от большинства тематических и развлекательных парков, она не только обеспечивает досуг горожан, но выполняет образовательно-культурную миссию. Цельность градостроительного ансамбля, разнообразие общественных пространств и ожерелье национальных и тематических павильонов — все вместе это создает территорию, способную аккумулировать и преумножать интеллектуальную и культурную энергию общества, которая в конечном итоге и помогает выиграть битву за качество жизни».

— На протяжении всей истории ВДНХ была местом, где собирались и демонстрировались лучшие достижения: меняя функциональное наполнение территории, мы сохраняем неизменным основной вектор ее развития. Сохраняя верность идее естественной социальной эволюции, ВДНХ сегодня выбирает контент, стимулирующий интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность аудитории, а также привлекает внимание к природному потенциалу комплекса — здоровой альтернативе торговым центрам и домашнему досугу, — отметила генеральный директор АО «ВДНХ», сокуратор экспозиции Екатерина Проничева.

Комиссар павильона России Семен Михайловский добавил: «как комиссар я искал для представления на биеннале сюжет, связанный через архитектуру со всей страной. Хотелось показать нечто масштабное и по-настоящему интересное. ВДНХ открывает возможности для исторического экскурса, дает материал для размышлений о прошлом/будущем, реальном/идеальном. Каждый, кто знаком с ВДНХ, ее историей, с тем, как она развивается, понимает, насколько эффектно это можно показать».

Выставка «v. D.N.H. URBAN PHENOMENON» рассказывает о прошлом, настоящем и будущем ВДНХ — самой известной и масштабной выставки страны, существующей в Москве с 1939 года. Как известно, в основу ВДНХ была положена идея парка культуры и отдыха — общедоступного городского пространства, в котором культурно-просветительские функции органично сочетались бы со спортивными и развлекательными. По своей площади (316 га) и архитектуре ВДНХ не имеет аналогов в мире, а ее тематическое наполнение служит наглядным отражением происходящих в стране социально-политических процессов. В советскую эпоху это был рупор идеологии, потом хаотичный рынок. Сегодня феноменальный комплекс, созданный во времена советской империи, стремится стать культурно-образовательным пространством. Процесс регенерации продолжается, и современная ВДНХ оказывается на передовой борьбы за аудиторию средствами урбанистики, архитектуры, просветительства, что позволяет трактовать ее как прямой ответ на предложенную куратором XV Международной биеннале архитектуры Алехандро Аравеной тему «Репортаж с фронта».

Экспозиция расположилась на двух уровнях. Нижний посвящен истории и показывает отдельные артефакты советского времени, воссозданные группой молодых скульпторов. На верхнем уровне представлена видеоинсталляция, погружающая в атмосферу современной ВДНХ, кабинет исследователя и лаборатория, в которой возможные сценарии будущего разрабатываются совместно с архитекторами, студентами и посетителями экспозиции.

Венецианская биеннале архитектуры — один из самых известных форумов мирового зодчества, международная выставка, проводящаяся раз в два года с участием авторитетного международного жюри. В ее рамках определяются основные тенденции развития градостроительства и архитектуры на ближайшие несколько лет, а также выявляется потенциал планируемых и уже реализуемых проектов.

Тема нынешней биеннале определена как Reporting from the Front, что переводится как «Репортаж с фронта». Впрочем, слово front в девизе куратора обозначает также границу, край, место битвы за качество жизни. Главным призом традиционно является «Золотой лев», который вручается за заслуги в архитектуре и лучшую экспозицию. Наиболее интересные экспозиции также отмечаются специальным дипломом жюри.
Экспозиция российского павильона впервые была отмечена жюри в 2012 году за проект «i-city/i-land», посвященный «Сколково» и российским наукоградам. В 2012 году павильон России вошел в тройку самых посещаемых выставочных пространств в Европе.

Организатором выставки «v. D.N.H. URBAN PHENOMENON» в этом году выступило Министерство культуры РФ при поддержке Правительства Москвы. Комиссаром русского павильона стал Семен Михайловский, куратором — Сергей Кузнецов, сокуратором — Екатерина Проничева. Они же являются соавторами концепции выставки.

Дизайн выставки разработали Сергей Кузнецов и Агния Стерлигова. За разработку контента отвечали Варвара Гогуля, Екатерина Мочалина и Павел Нефедов.

На выставке «v. D.N.H. URBAN PHENOMENON» представлена графика Алексея Резвого и Марианны Пискуновой, видеоинсталляция Tanatos Banionis, скульптуры Георгия Браговского, Ивана Савенкова, Вадима Бандареца, Кирилла Бобылева, Владимира Бродарского, Алексея Глухова, Евгения Гоманова, Александра Жидкова, Сергея и Александра Кнышей, Ильи Коротченко, Ильи Савенкова, Ивана и Елены Седовых, Артема Сюлева, Серафима Черного и Марии Чигриной. Консультантом проекта выступала Кристин Файрайз, координатором — Ирина Кузнецова. Реализация проекта: VELKO GROUP.

Графический стиль разработали Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева. Верстка Ирины Чекмаревой, Алексея Швабауэра и «Студии Артемия Лебедева». Сувенирную продукцию разработала студия ABC design. Тексты для выставки подготовили Анна Мартовицкая и Анатолий Белов. Перевод на английский: Джон Николсон.

Партнер проекта: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева. Оператор культурной программы: RDI.Creative. Оператор образовательной программы: Высшая школа урбанистики имени А. А. Высоковского и Институт передовой архитектуры Каталонии (IAAC).

Опубликовала: Юлия Карпова