одной строкой

Поезда с войсками и техникой следовали через Отрадное всю войну

В 2005 году на пересечении улицы Декабристов и проезда Якушкина в Отрадном установили памятник железной дороге. Небольшой паровоз, стальная колёсная пара на фрагменте железнодорожного полотна и фонарь на опоре контактной подвески – так выглядит эта композиция. С 1900 по 1987 год в этом месте проходила ветка Бескудниково – Лосиноостровская, сообщает газета «Наше Отрадное». 

Поезда с войсками и техникой следовали через Отрадное всю войну

Электричка на мосту через Яузу / Фото: Архив 1982 год

Развязка для паровозов

История соединительной ветки связана с открытием движения по Савёловской дороге в начале прошлого столетия. К тому моменту место для строительства Савёловского вокзала ещё не определили, поэтому решили соединить новую дорогу с Ярославским. После открытия «Савелия» и окружной железной дороги о ветке почти забыли. Но в начале 1930-х годов новую жизнь в неё вдохнуло строительство у Яузы комплекса Института Пути, ныне — НИИ транспортного строительства на ул. Кольской, 1.

Нарком и «Овечка»

Алексей Борисович Зверев – один из первых жителей поселка Института Пути. В далёком 1920 году его отец, Борис Николаевич, тогда ещё студент Петроградского института инженеров транспорта, вёл изыскания на Бескудниковской ветке. А девять лет спустя его назначили руководителем бюро по проектированию и строительству Института Пути и жилого городка при нём.

До войны на ветке не было пассажирского движения, ходили только грузовые составы. Их водили легкие паровозы типа ОВ («Овечка»), Щ («Щука») и Н («Николай»). А недалеко от Лосиноостровской был неохраняемый переезд на Осташковском шоссе, по которому на дачу к себе под Челобитьево ездил нарком обороны Климент Ворошилов. Однажды он чуть не столкнулся там с паровозом, и с тех пор ездил только по Дмитровке.

Западнее, в районе нынешнего Берингова проезда, у железной дороги стоял дачный посёлок железнодорожников Красный Северянин. А рядом, примерно на месте электродепо Свиблово, поселили москвичей, выселенных из центра при реконструкции Москвы. Стояла там и внушительная дача композитора Исаака Дунаевского. Однажды местные шутники написали на заборе огромными буквами «Нам песня строить и жить помогает»…

Станция «Облаевка»

– В войну по ветке шли эшелоны с войсками и техникой, – рассказывает Алексей Зверев. – Когда составы делали остановку, мы, мальчишки, несли солдатам газеты для самокруток, а они угощали нас махоркой. После страшного взрыва на Лосиноостровской 30 декабря 1941 г., когда основной путь Ярославки был повреждён, Бескудниковская ветка стала единственной связью столицы с северными регионами.

К весне 1945 г. ветку электрифицировали, и за неделю до Победы по ней пустили первую пассажирскую электричку. По однопутке от платформы Институт пути до Лосиноостровской каждые полчаса стал курсировать состав-трёхвагонка. Других платформ сначала не было, но электричка каждое утро останавливалась напротив одной из дач недалеко от завода им. Дзержинского. Здесь в поезд садился немолодой человек – по-видимому, какой-то железнодорожный начальник. Овчарка, охранявшая дачу, каждый раз облаивала электричку, так что место это в народе стали называть «Облаевкой». Потом здесь построили платформу Дзержинскую, но все так и звали её «Облаевкой».

За ветку боролись

Открытие пассажирского движения от Института Пути стало настоящим праздником для жителей окрестных селений: Медведкова, Казеева, Свиблова, Сабурова, Красного Северянина. В Москву стало добираться гораздо легче. А после строительства в Отрадном «почтовых ящиков» и продлении маршрута до Бескудникова, по утрам и вечерам электрички стали и вовсе переполненными. Появились платформы Отрадное и Слободка.

– Ветка была удобна всем, но ради массовой застройки 80-х её демонтировали. Многие за неё боролись, мой брат Николай, который написал книгу про Институт Пути, жаловался во все инстанции. Думаю, она и сейчас была бы нужна.

Текст: Юрий СТАРОДУБОВ